Как психологические дисбалансы расшатывают пищевое поведение и приводят к ожирению?
Пищевое поведение — совокупность всех привычек, связанных с приемом пищи. Сюда входят предпочтения в выборе продуктов и приготовлении блюд, режим питания, структура рациона и другие аспекты.
Выделяют три типа нарушений пищевого поведения:
• Экстернальное — когда переедание запускают внешние триггеры (накрытый в гостях стол, принимающий пищу человек или группа людей, телевизионный ролик о еде, уличная вывеска с изображением гамбургера, акция в супермаркете).
• Эмоциогенное — связано со стрессом. Сюда, в частности, относятся приступы ночного переедания.
• Ограничительное — сопровождается избыточными запретами и хаотичными строгими диетами. Периоды самонаказания сменяются при этом перееданием и чувством вины.
Во многом пищевые расстройства обусловлены семьей и социумом. Мы впитываем привычки, убеждения и вербальные послания домочадцев («Бабушка всегда пекла торт, когда хотела поднять себе настроение», «У нас, Петровых, столы на каждый праздник ломятся от блюд», «Посмотри на себя, пятая точка уже скоро в дверь не пролезет»). И мир за пределами дома с его соцсетями, размерной сеткой одежды от 42-го до 52-го, фотографиями моделей в журналах и их дефиле по телевизору не дает нам расслабиться.
На этой почве и с приобретением жизненного опыта могут формироваться нарушения пищевого поведения и склонность к набору веса. Затем это подкрепляется ограничивающими убеждениями: «Замуж берут только худых», «С такой фигурой на сайте знакомств делать нечего», «Меня полюбит только мужчина сам имеющий недостатки» и т.д.
👉🏻 А также формируются когнитивные искажения — паттерны мышления, которые заставляют нас воспринимать мир и себя в нем определенным образом.
Виды когнитивных искажений с примерами:
1. Катастрофизация — «Я неделю продержалась на диете, и вот теперь я съела торт — это значит, что всё кончено, и я неудачница».
2. Драматизация — «У меня все равно ничего не получится, потому что у меня полная мама».
3. Дискредитация позитива — «Цвет платья, может, мне и к лицу, но я в нем все равно толстая».
4. Навешивание ярлыков — «Я бегемот».
5. Эмоциональная аргументация — «Я чувствую, что эта диета бесполезная».
6. Сверхобобщения — «Чай для похудения не помог. Значит, все БАДы — обман».
7. Персонализация — «Только я виновата, что я и моя дочь полнеем на глазах».
8. Преуменьшение — «И такой полюбят, пусть другие мучаются на диетах».
9. Императив — «Если я сейчас не ем сладкое, никто в доме больше не должен его есть».
10. Чтение мыслей — «Он за весь вечер не ответил на сообщение — нашел кого-то похудее меня, наверное».
11. Туннельное видение — «Я выйду замуж только когда похудею».
📍Мы видим много откликов по этой проблематике, и поэтому предлагаем вам детальнее поговорить о пищевом поведении на вебинаре врача-психиатра, психотерапевта Константина Кустова «Роль психологии в нормализации веса». Вебинар состоится уже 18 января в 19:00 МСК.
Константин расскажет, что такое здоровое пищевое поведение, как ожирение связано с психосоматикой, как удержать клиента на пути снижения веса, какие методы психологии и психотерапии помогают при пищевых расстройствах. Зарегистрироваться можно по ссылке: https://login.uom.education/weight_web_1801?utm_source=pphttps://login.uom.education/novikov_prez?utm_source=pp?gcpc=9143a
